Введение
После летних каникул я с друзьями побывала в Петродворце. Он меня покорил своей красотой, и поэтому свой отчёт я решила посветить именно этому музею под открытым небом.
Чарующей красоте парков, раскинувшихся у голубых волн залива, изящной архитектуре дворцов, великолепию мерцающих золотом скульптур и, наконец, неиссякаемым фонтанам Петродворца посвящено немало поэтических строк. Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, П. А. Вяземский и многие другие поэты написали о них вдохновенные стихи.
Ансамбль парков, дворцов и фонтанов Петергофа – Петродворца, возникший в первой четверти XVII века, по замыслу и оформлению является своеобразным триумфальным монументом в честь выхода России к Балтийскому морю.
Парадные парки, мощные фонтаны и каскады, золочёные статуи богов и героев древности, нарядное убранство дворцов – всё это выражает идею торжества России, «прорубившей окно в Европу».
Петродворец – памятник огромной художественной ценности. Он принадлежит мировой сокровищнице искусства как одно из самых высоких достижений национальной культуры, как яркое воплощение творческого гения и созидательного труда Русских людей.
Петродворец состоит из двух частей: Верхнего и Нижнего парков. К моему большому сожалению, во время моего приезда дворцы по какой-то неизвестной мне причине были закрыты, и попасть туда мне не удалось. Поэтому хотелось бы по подробнее описать парки, в особенности Нижний так как он произвёл на меня неизгладимое впечатление.
Верхний парк
Всю центральную часть Верхнего сада занимает широки партер, создающий величественную перспективу от монументальных пилонов главных ворот до дворца. Партер окаймлён рядами деревьев, за которыми расположено восемь прямоугольных боскетов, по четыре с каждой стороны. Мраморные статуи работы венецианских мастеров XVII века дополняют панораму сада. Верхний сад украшают пять фонтанов. Три из них – «Межеумный», «Нептун» и «Дубовый» - расположены на аллее, проходящей посередине партера, а два других находятся в квадратных прудах напротив боковых флигелей дворца – Гербового и Церковного.
Наиболее большой фонтан Верхнего сада – «Нептун». На пьедестале возвышается фигура грозного бога морей, у ног которого скачут на морских конях и дельфинах тритоны и наяды. Около сорока крупных фигур и мелких деталей, выполненных с большим мастерством, образуют богатую скульптурную декорацию фона, эффектно сочетающуюся с игрой воды.
В 1956-1968 годах производилось восстановление планировки и зелённого массива Верхнего сада на основе аксонометрических чертежей, выполненных в 70-х годах XVIII века.
Нижний парк
От Большого дворца и балюстрады, венчающей Большой каскад, открывается широкая панорама Нижнего парка, замыкающееся водной гладью залива.
Необычайная по размаху, изумительная по живописности картина! Зеркальная лента канала, обрамлённого фонтанами, исполин Самсон на скале, золочёные статуи и вазы на ступенях каскадов, мраморные колоннады с блистающими куполами, бассейны и чаши фонтанов, узорные цветники. И всё это на фоне зелени и синеющего до горизонта морского простора.
Трудно найти слова, чтобы выразить очарование и величие открывающегося с верхней террасы вида. Для всех европейских садов регулярного стиля, к числу которых относится Нижний парк, характерно использование верхних точек для широкого обзора местности. Однако нигде, кроме Петергофа, нет такого сочетания каскадов, фонтанов и моря. Вслед за Леблоном об этой панораме можно сказать: «…это такие вещи, которые надо видеть, чтобы судить об их красоте».
В синтезе искусства и природы в Нижнем парке достигнута высшая гармония. Его совершенно ровная территория, напоминающая треугольник, вытянутая с запада на восток на два с половиной километра и с юга на север – от естественного берегового уступа до береговой кромки – на пятьсот метров. Вся она подчинена ритму строгой регулярной объёмно-пространственной композиции.
Парк состоит из трёх связанных между собой частей – центральный ансамбль (Петергофский), западный ансамбль (Марлинский) и восточный (Монплезирский).
Каждый из этих больших ансамблей в свою очередь состоит из самостоятельных микроансамблей – садов, отмеченных оригинальностью замысла. И в каждом из них достигнут синтез архитектуры и движущейся воды.
Особенностью Нижнего парка заключается в том, что именно здесь было использовано всё лучшее, чего достигло европейское регулярное паркостроение. Это объясняется в частности тем, что в создании петергофского ансамбля приняли участие представители разных национальных школ, и каждый из них, исходя из общего замысла и своеобразия рельефа, вносил в композицию новые выразительные элементы.
Нижний парк с его подчёркнутой представительностью, фанфарой звучностью каскадов и фонтанов, аллегорической назидательностью и исторической символичностью скульптур вызывает ощущение гармонии и радости, настраивает посетителей на особый, торжественный и оптимистический лад.
Кажется, что, формулируя определение регулярного сада, в знаменитой книге «Музыка для глаз» художник и паркостроитель Пьетро ди Готтардо Гонзага писал под впечатление именно от Нижнего парка: «Бьющие фонтаны, симметричные и пышные каскады, водоёмы, окружённые нимфами, тритонами и другими морскими божествами, причудливые гроты, распланированные с прихотливой неправильностью, украшенные сосульками и ракушками, где воды резвятся на тысячи ладов, обнесённые балюстрадами висячими террасы с вазами, полными цветов, статуями, бюстами. Наконец, эта правильность, искусственно-грациозная, благородная, впечатляющая, возвышающая душу, чарующая и восхищающая нас, правильность, которой природа нас полностью лишила, и насладиться которой может дать нам только искусство».
Большой каскад
Кульминацией грандиозного красочного праздника, развёрнутого на берегу моря, в Нижнем парке является Большой каскад, составляющий единое целое с Большим дворцом. Как я уже говорила ранее, во дворец мне попасть не удалось, поэтому хотелось бы поподробнее поговорить о самом Большом каскаде.
Водопады, водомёты, окутанный тысячами радужных струй «Самсон», десятки статуй, окрашенный в изумрудный цвет барельефы, вазы, балюстрады, бюсты и над ними дворец с золочёными куполами, сверкающими на фоне голубого неба, немолчный шум падающий воды – всё это ошеломляет, покоряет, наполняет ощущением радости.
Буйное ликование водной стихии на Большом каскаде выражает прежде всего радость осуществления вековой мечты России об утверждении на Балтийском море. Большой каскад – крупнейший триумфальный памятник XVII века.
Архитектура Большого каскада, врезанного в толщу естественного берегового уступа, лаконична, функциональна ясна и монументально. Его фасад вытянут на 42 метра. Ядро каскада – Большой грот, прорезанный пятью узкими и глубокими арками. Замок каждой арки подчёркнут золочёным маскароном. Завершением грота служит сложный карниз и мраморная балюстрада. Справа и слева от грота расположены две водопадные лестницы длиной по наклону почти 20 метров с семью фигурно изогнутыми ступенями шириной по 8 метров. Ступени фланкируются статуями и вазами на гранитных пьедесталах. Площадка перед аркой грота переходит в центральный трёхступенчатый каскад; так же как и на боковых каскадах, его подступенные стенки декорированы барельефами и кронштейнами.
Над Большим гротам устроена терраса, замкнутая фасадом Малого грота с семью арками. Симметрично боковым каскадам стена Малого грота акцентирована пристенными фонтанами и парными бюстами в нишах. Малый грот увенчан мраморной балюстрадой, продолжающейся вдоль Большого дворца.
Опорой Большого грота и каскадов служит монолитный кирпичный стилобат, облицованный туфом, украшенный пилястрами-гермами и барельефами. У подножия стилобата расположен ковш, посреди которого находится фонтан «Самсон».
Архитектура каскада, выразительная сама по себе, подчинена скульптурной и водяной декорации, связывая их в единое художественное целое.
Водяную феерию открывают повелители волн мускулистые тритоны, трубящие в витые раковины славу русскому флоту. Позади тритонов на стене Малого грота прикреплены огромные маскароны владыки моря Нептуна и бога вина Вакха. Из маскаронов в мраморные раковины бьёт вода и стекает в мраморные бассейны. В неглубоких нишах по сторонам маскаронов поставлены мраморные бюсты – олицетворение времён года.
С бортов ковша у подножия каскада тритонам отзываются мифологические девы – сирены, также трубящие в раковины и прославляющие подвиг. Сиренам, дуя в раковины, вторят хранительницы вод наяды с младенцами-тритонами. Они словно приглашают российский флот.
Шестьдесят четыре фонтана, двести пятьдесят пять бронзовых скульптур, барельефов, маскаронов и других декоративных деталей, позволяют считать Большой каскад одним из самых крупных фонтанных сооружений мира.
Экскурсия по гротам
Несмотря на то, что во дворцы я не попала, мне удалось сходить на довольно занимательную экскурсию по гротам. Во время экскурсии видишь всё великолепие Петродворца как бы изнутри.
Должность фонтанного мастера была очень почётна. В подмастерья мастера набирали себе маленьких и юрких мальчиков лет семи, так как иногда случались поломки, протечки в очень трудно доступных местах, и мастер в силу своей комплекции не мог туда подобраться, и тогда работу выполнял мальчик под его чутким руководством. Поражает то, в каких ужасных условиях работали мастера, в гроты фактически не проникает света, и поэтому профессиональной болезнью мастеров была слепота. Когда идёшь по этому подземному лабиринту, часто натыкаешься на хитросплетение множества труб окрашенных в различные цвета. Как позже объяснил экскурсовод, каждая труба идёт к какому-то определённому фонтану, а цвет трубы помогал мастерам быстрее определить к какому именно.
В гротах представлена небольшая экспозиция, связанная с историей Петродворца. Там представлены костюмы мастеров и подмастерья, части различных труб, фрагменты скульптурных композиций различных фонтанов, а так же фотографии Петродворца различных лет, в том числе и его развалин после Великой Отечественной войны.
Заключение
Поездка в Петродворец мне очень понравилось, а хорошее настроение не покидало меня долгое время. Когда попадаешь на фонтаны-шутихи, то ты забываешь, сколько тебе лет и вместе с детьми резвишься под струями фонтанов. Великолепие Петродворца невозможно передать словами, это надо видеть.
Правда состояние фонтанов оставляет желать лучшего, краска и позолота во многих местах уже облупилась, им явно требуется реставрация, будем надеется, что всё-таки к 300-летию нашего города их приведут в должный вид. Пожалуй, только это слегка подпортило впечатления от посещения Петродворца.
Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет
Работу выполнила: Работу приняла:
Туманова Анна Артенюк гр. 311, II курс Галина Савельевна
Санкт-Петербург
2002